Executive Search

Современные компании все чаще испытывают потребность в поиске квалифицированных специалистов, в особенности - на руководящие позиции, поскольку именно от них во многом зависит успех компании и ее развитие. Открытие новых филиалов, расширение рынка услуг и областей влияния компании приводит к необходимости поиска компетентного управляющего.
Executive search - технология подбора высшего персонала, характеризующаяся выходом на компании конкуренты компании-заказчика с целью поиска потенциальных кандидатов, соответствующих требованиям заказчика. Также Executive search называют анализ рынка компаний-конкурентов и выявление на основе этого анализа плюсов и минусов работы компании-заказчика.
Метод Executive Search зародился в США в 20-х годах XX века, в период роста крупных корпораций, службы по трудоустройству были предшественниками индустрии executive search. После окончания Второй Мировой войны мужская часть населения снова вернулась к работе и в отрасли промышленности стали востребованы квалифицированные специалисты. В России данный метод появился гораздо позже - в 90-х годах XX века, тем не менее быстро охватил весь рынок компаний. Сегодня Еxecutive search из эксклюзивной услуги превратился в стандартную, благодаря своей 100%-й эффективности.
С помощью Executive search подбираются в основном руководители предприятий, главные бухгалтеры, то есть высший персонал компании; отсюда и дороговизна услуги. Следует отметить, что этот метод подбора кардинально отличается от классического тем, что Executive search - работа не одного рекрутера, а целой команды из 3-5 человек, деятельность которой направлена на одну цель. Данный метод подбора сегодня является едва ли не единственно приемлемым для поиска руководящего персонала, так как специалисты такого уровня не размещают резюме на общедоступных источниках.
Поэтому Executive search - это, прежде всего, проектная деятельность, состоящая из нескольких этапов:
Подготовительные мероприятия по подготовке почвы для перехода специалиста - с целью узнать, представляет ли заказчик себе цели данного подбора, мотивацию, по которой сотрудник сможет в компанию перейти, агентство executive search проводит с заказчиком предварительные консультации.
Далее идет основной процесс Executive search- Direct search, то есть прямой направленный поиск. И, наконец, третья составляющая - это искусство переманивания специалиста.
Это основные составляющие Executive search: процесс поиска специалиста, начиная от мониторинга рынка компаний и до правильного нахождения в них топа и подбора под заказчика.
Далее рассмотрим алгоритм ведения Executive search подробнее:
С целью узнать, представляет ли заказчик себе цели данного подбора, мотивацию, по которой сотрудник сможет в компанию перейти, агентство Executive search проводит с заказчиком предварительные консультации.
Следом за этим опытный рекрутер оценивает компанию Клиента, ее сферу деятельности, отмечает плюсы и минусы в ее работе и составляет приблизительный портрет того руководителя, который мог бы свести минусы в работе компании к минимуму и приумножить ее успех. Это проводится методом консультаций с Компанией-заказчиком, собирается точная формулировка должностных обязанностей, так как зачастую в разных компаниях специалисты даже на одной и том же месте выполняют разную работу. Затем проводится мониторинг сферы деятельности Компании-заказчика, из списка компаний-конкурентов выделяются наиболее процветающие и развивающиеся.
Далее команда специалистов Executive search не просто занимается поиском кандидатов в компаниях-конкурентах, она собирает всю имеющуюся информацию о каждом из них, скрупулезно изучая его карьеру, прошлое и достижения. Также в обязанности рекрутера входит сбор рекомендаций: отзывы с бывшей работы, настоящей, его коллег, подчиненных и начальников. Затем составляется легенда, по которой рекрутер может напрямую связаться со специалистом и выяснить о нем полезную информацию. Прояснить, насколько эти данные соотносятся с запросами заказчика, позволяют дальнейшие консультации со специалистом-кандидатом.
Executive search - это метод поиска редких специалистов, знающих себе цену. Именно поэтому данный процесс растянут во времени: как правило, минимальный срок выполнения заказа составляет 2-3 месяца. Но главная сложность данного метода - абсолютная конфиденциальность информации, поскольку для успешного поиска рекрутеру необходимо знать все подробности бизнеса заказчика, а также точные сведения о кандидатах, при этом не раскрывая лицо компании-заказчика. Все это обуславливает высокую стоимость услуги.

Поскольку история развития Executive search в России сравнительно коротка, эта технология пока не получила такого большого распространения, как на Западе. Иностранные консультанты Executive Search, как правило, имеют соответствующее образование, большой опыт работы в крупных корпорациях, который позволяет им правильно понять проблемы своих клиентов и найти соответствующее решение. В России опытных консультантов Executive search пока очень мало, однако с развитием рынка все больше работников стремится повысить квалификацию. Развитие Executive search во многом зависит от современных амбициозных работников, получающих соответствующее образование и проходящих стажировки в России и за рубежом с целью перенять ценный опыт зарубежных коллег.

В перспективе спрос на услуги Executive search агентств в России будет быстро расти. В России востребованы, во-первых, сильные специалисты высшего звена, которые имеют богатый синтезированный потенциал - не только глубокую профессиональную подготовку, но и большой практический опыт управления. Испытывать потребность в них будут, прежде всего, компании, уже завоевавшие прочные позиции на рынке и стремящиеся к их укреплению, а также выходу на международный уровень за счет привлечения грамотных менеджеров. При этом Executive search будет являться ключевым, а зачастую, единственным инструментом, позволяющим повысить эффективность бизнеса.